Настя НЕДАШКОВСКАЯ

На прошедшем во вторник в редакции "ЭИ" "круглом столе" "Обязательное медицинское страхование: надо или нет?" страховщики и медики дружно согласились: надо. Но не сейчас, а лет через пять. Для начала следует создать рыночные условия работы медицинской отрасли, потом наладить механизмы добровольного медицинского страхования, решить проблему с обслуживанием малоимущего населения и лишь после этого переходить к обязательному медицинскому страхованию. К тому времени "страховая" медицина как бизнес может превратиться в лакомый кусок размером около 11-15 млрд. грн., который обеспечит доходом как врачей, так и страховщиков.

В чем проблема

Напомним, что новое правительство, придя к власти, заявило о намерении внедрить в Украине обязательное медицинское страхование, споры о котором ведутся уже не один год. Этой осенью Верховная Рада планирует рассмотреть очередной законопроект об обязательном медицинском страховании. Страховщики настаивают, чтобы этот вид страхования осуществлялся с их помощью. Чиновники, не желая отказаться от "кормушки", ратуют за создание очередного государственного фонда, причем ничего не меняя в самой системе здравоохранения. Позиция врачей мало кого интересует. А зря. Медики убеждены, что нужно реформировать всю систему, причем срочно. Так как альтруизма в медицине становится все меньше и меньше. Врачам, особенно молодым, хочется иметь достойную заработную плату, перспективы карьерного роста, возможность развивать новые технологии, оказывая при этом качественные услуги гражданам. Преграда на пути к этому только одна - недостаточное бюджетное финансирование отрасли и отсутствие законодательной возможности оказывать медицинские услуги на коммерческой основе (ст.49 Конституции Украины гласит, что медицина в Украине бесплатная. - Авт.). "Получается, что в Украине везде рынок и капитализм, а в здравоохранении действуют законы и правила социалистического общества", - отметил Владимир Симоненко, главврач кожно-венерологического диспансера №1. Врачи утверждают, что для осуществления реформы нужна политическая воля, которой на сегодня, увы, нет. "Было несколько попыток принять закон об обязательном медицинском страховании, но все они проваливались. Потому что политики не смогли прийти к согласию и решить, кому будет позволено управлять финансами. А общество все еще не может отвыкнуть от социалистических принципов",- отметил г-н Симоненко.

Действительно, действующая нормативная база стала камнем преткновения для развития и получения дополнительных легальных источников финансирования медучреждений, так как в законодательстве не определено, что такое медицинская услуга, на основании чего лечебное заведение может принимать оплату, кто и как должен рассчитывать тариф. Очевидно, такое положение дел не изменится до тех пор, пока проблема не будет решена на законодательном уровне. Кстати, необходимые наработки медиков и экономистов уже есть. Собственно, на их основе сегодня лечебные заведения сотрудничают со страховыми компаниями по добровольному медицинскому страхованию. "Есть стандарты Минздрава, с помощью которых мы разрабатываем тарифы под каждое медицинское учреждение. Сегодня тарифы просчитаны на некоторые медицинские услуги и по ним уже работают около 700 медучреждений Украины",- рассказала Любовь Васько, директор государственного хозрасчетного центра "Медицина". "Медицина - это прежде всего бизнес. Она заинтересована в получении денег. И страховщики хотят получать в "околомедицинском" бизнесе свои доходы. Только эти две структуры могут либо продвигать, либо тормозить закон",- убежден Виктор Гербенис, замгендиректора СК "Киев-Энерго-Полис".

Что предлагают

Участники "круглого стола" пришли к единому мнению, что обязательное медицинское страхование нельзя осуществлять только за счет государства. "Механическое увеличение финансирования здравоохранения не приводит к его эффективности. Да, улучшается материальная база, но мы забываем об интересе потребителя. Сейчас ввести дополнительный налог для формирования фонда медицинского страхования - утопия. Эффективность работы подобных социальных фондов мы знаем", - высказался Виктор Дольник, первый зампредправления СК "Инкомстрах".

Президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Филонюк сообщил, что лига разработала собственную концепцию внедрения обязательного медицинского страхования. На первом этапе необходимо полноценно внедрить добровольное медицинское страхование для работающего населения. А это значит - создать условия для работы медучреждений государственной и коммунальной собственности как субъектов, имеющих право получать финансирование из разных источников и самостоятельно ими распоряжаться. "Медицинское учреждение должно стать юридическим лицом и функционировать, как любое другое предприятие. Пока медучреждение таковым не является, организация его взаимоотношений с финансовыми институтами практически невозможна", - утверждает Галина Третьякова, предправления СК "АСКА-Жизнь".

Второй этап предполагает принятие закона "Об обязательном медицинском страховании" и формирование инфраструктуры для осуществления как добровольного, так и обязательного медицинского страхования. Третий этап - охват системой обязательного медицинского страхования всех категорий населения, включая безработных, детей и пенсионеров. "Сразу перевести на рыночные рельсы медицину как массовую услугу, адресованную 50% неимущего населения, невозможно. Медикам нужно сначала наладить работу с теми гражданами, которые могут платить за себя, а потом уже обеспечить гарантированный минимум медицинских услуг неимущему населению", - поясняет Станислав Гоцуляк, предправления СК "Гарант-Лайф". По мнению страховщиков, на реализацию этих трех этапов понадобится от трех до пяти лет. "И если честно говорить об "объединении" медицинского и страхового бизнеса, тут всем на кусок хлеба хватит. Таким образом, можно будет привлечь не менее 11-15 млрд. грн.",- обнадежил г-н Дольник.

Финансирование проекта ЛСОУ на первом этапе берутся взять на себя сами страховщики, а в дальнейшем, возможно, привлечь отечественных и иностранных инвесторов. На втором этапе основным источником финансирования они предлагают сделать часть зарезервированных страховых платежей по добровольному медицинскому страхованию. Далее система должна выйти на самоокупаемость и финансироваться в соответствии с новым законодательством. Кроме того, страховщики предлагают уже сейчас несколько изменить взаимоотношения власти и государственных медучреждений. "Нужно выбрать экономическую модель бюджетного финансирования клиник и определить минимальный перечень услуг, которые человек может получить за счет госбюджета",- утверждает г-жа Третьякова.

При этом не мешало бы позволить человеку управлять "собственным" социальным налогом, т.е. выбирать, куда направлять средства для получения медицинской помощи - в бюджет или в СК. Кроме того, государству стоит задуматься и над тем, как стимулировать работодателя, чтобы он был заинтересован в обеспечении своих сотрудников пакетом медицинских услуг. Например, позволив предприятию относить в затраты платежи по медицинскому страхованию сотрудников.

От редакции

Не надо быть политиком, чтобы понять: введение обязательного медицинского страхования в виде имеющихся законопроектов в обозримой перспективе не имеет ни малейших шансов. Поскольку до сих пор речь шла не просто о введении еще одного налога на зарплату, но создании еще одного соцфонда с правом контроля за уплатой этого налога и применением санкций в случае нарушений. Против такой инициативы накануне выборов выступят все фракции и партии независимо от их идеологической окраски. Потому концепция ЛСОУ представляется более реалистичной. Действительно, и страховщиков, и мед­учреждения, и страхователей вначале неплохо бы приучить к цивилизованным (а значит, взаимовыгодным) коммерческим отношениям. Для чего как раз и следует стимулировать развитие добровольного медстрахования. Прежде всего за счет налоговых льгот: покупка полисов должна быть выгодна как работодателю, так и работнику. Но прежде чем "дать", у берущего должна иметься способность "взять". Т. е. речь о "перезревшей" необходимости передачи государственным и коммунальным лечебным учреждениям, которых сейчас большинство, прав субъектов хозяйствования.

При правильной аргументации и добросовестной работе над соответствующими законопроектами эти шаги могут найти поддержку в парламенте. По крайней мере - у прогрессивной его части. И этим шансом стоит воспользоваться.