Депутаты Верховной Рады в очередной раз отказались рассматривать законопроект об обязательном медицинском страховании. По мнению парламентариев, в документе есть лазейка для злоупотреблений со стороны посредников.

Июнь дли украинских страховщиков был характерен повышенным вниманием к ним со стороны парламента. В ряду других били приняты документы, существенно влияющие на страховой рынок, - о сокращении списка обязательных видов страхования, об изменениях в налогообложении страховых компаний и т.д. Анализируя события, можно говорить о коммерциализации страхования, с одной стороны, и об ужесточении государственной политики на этом рынке - с другой. Но есть в этой тенденции исключение. К примеру, рассмотрения депутатов давно ждет закон об общеобязательном медицинском страховании - документ, который фактически противоречит идее сокращения количества обязательных видов страхования. В июне законодатели в очередной раз отказались его рассматривать.

Суть, упомянутого законопроекта сводится к следующему: все граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Украины, должны обязательно получить медицинскую страховку. Законопроектом предполагается создание соответствующего Фонда медстрахования, куда работодатели должны вносить страховые взносы. Именно этот факт и стал камнем преткновения, помешавшим тому, чтобы закон депутаты рассмотрели и утвердили. По их мнению, в документе не достаточно четко прописана система контроля и расходования средств Фонда. Другими словами, новый закон - это новая возможность для злоупотреблений с аккумулированными средствами.

Это во-первых. Во-вторых, операторы страхового рынка прогнозируют неэффективность данной системы. "Это достаточно порочная практика, когда государство постоянно тянет решение социальных проблем на себя, не имея при этом ни средств, ни возможностей. Недавно, например, в Украине был принят закон о фонде обеспечения в результате несчастного случая на производстве. И он неэффективен. Попытка внедрения нового подобного закона - это создание большого корыта, куда бы складывались деньги. Потом бы они каким-то образом распределялись. А ведь всем давно известно, что государство не является эффективным собственником", - поделилась своим мнением с KW председатель правления ЗАО УАСК "Аска-Жизнь" Галина Третьякова.

Накануне выборов данный законопроект имеет, скорее, политическую окраску. Система здравоохранения не устраивает никого - ни медицинских работников, ни пациентов. Можно пенять на 49 статью Конституции Украины, которая, с одной стороны, регламентирует бесплатную медицинскую помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, а с другой - такой возможности не дает. Но было бы наивно полагать, что данный законопроект станет механизмом реформирования всей системы здравоохранения. Идеология финансирования остается без изменений - деньги собрать, аккумулировать и распределить. А где ж страхование? Закон всего лишь увеличивает налог на фонд оплаты труда, создает предпосылки для ухода заработной платы "в тень" и дополнительный (третий!) фонд социального страхования. Поэтому в нынешнем виде закон принимать нельзя.

По словам президента Лиги страховых организаций Украины Александра Филонюка, подобная модель уже была внедрена в России, однако впоследствии операторы признали ее неэффективной. А огромное число посредников, работающих в ее системе, нашли себе новую "кормушку". По мнению главы ЛСОУ, непосредственными участниками конкретного страхового договора должны быть страховая компания и клиент - так легче определить степень ответственности сторон, качество предоставления медицинской помощи и проверить соблюдение правил тарификации. В законопроекте же предусматривается, что функции страховщика будет выполнять фонд.

Следует отметить, что в большинстве европейских стран подобных фондов не существует. Забота о страховании там - прерогатива коммерческих компаний. "Механизм коммерческого, рыночного страхования гораздо действеннее. Ценовая и сервисная конкуренция идет на пользу как страховщикам, так и клиентам", - рассказывает Г. Третьякова. Подобного мнения придерживаются большинство представителей СК, считающих предлагаемый проект в сегодняшнем его варианте устаревшим и не соответствующим современным требованиям.
Отметим, что запуск системы обязательного медицинского страхования планировался с 1 января 2006 года. Теперь же, по мнению экспертов, это может случиться не раньше, чем через три года.