"Кормушку" для посредников пока не утвердили
Александр Мироненко
Депутаты Верховной Рады в очередной раз отказались
рассматривать законопроект об обязательном медицинском страховании.
По мнению парламентариев, в документе есть лазейка для злоупотреблений
со стороны посредников.
Июнь дли украинских страховщиков был характерен
повышенным вниманием к ним со стороны парламента. В ряду других
били приняты документы, существенно влияющие на страховой рынок,
- о сокращении списка обязательных видов страхования, об изменениях
в налогообложении страховых компаний и т.д. Анализируя события,
можно говорить о коммерциализации страхования, с одной стороны,
и об ужесточении государственной политики на этом рынке - с другой.
Но есть в этой тенденции исключение. К примеру, рассмотрения депутатов
давно ждет закон об общеобязательном медицинском страховании -
документ, который фактически противоречит идее сокращения количества
обязательных видов страхования. В июне законодатели в очередной
раз отказались его рассматривать.
Суть, упомянутого законопроекта сводится к следующему:
все граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на
территории Украины, должны обязательно получить медицинскую страховку.
Законопроектом предполагается создание соответствующего Фонда
медстрахования, куда работодатели должны вносить страховые взносы.
Именно этот факт и стал камнем преткновения, помешавшим тому,
чтобы закон депутаты рассмотрели и утвердили. По их мнению, в
документе не достаточно четко прописана система контроля и расходования
средств Фонда. Другими словами, новый закон - это новая возможность
для злоупотреблений с аккумулированными средствами.
Это во-первых. Во-вторых, операторы страхового
рынка прогнозируют неэффективность данной системы. "Это достаточно
порочная практика, когда государство постоянно тянет решение социальных
проблем на себя, не имея при этом ни средств, ни возможностей.
Недавно, например, в Украине был принят закон о фонде обеспечения
в результате несчастного случая на производстве. И он неэффективен.
Попытка внедрения нового подобного закона - это создание большого
корыта, куда бы складывались деньги. Потом бы они каким-то образом
распределялись. А ведь всем давно известно, что государство не
является эффективным собственником", - поделилась своим мнением
с KW председатель правления ЗАО УАСК "Аска-Жизнь" Галина
Третьякова.
Комментарий специалиста
Сергей Срибный, вице-президент СК "СКАДЙД-ВЕСТ":
Накануне выборов данный законопроект имеет,
скорее, политическую окраску. Система здравоохранения не устраивает
никого - ни медицинских работников, ни пациентов. Можно пенять
на 49 статью Конституции Украины, которая, с одной стороны, регламентирует
бесплатную медицинскую помощь в государственных и коммунальных
учреждениях здравоохранения, а с другой - такой возможности не
дает. Но было бы наивно полагать, что данный законопроект станет
механизмом реформирования всей системы здравоохранения. Идеология
финансирования остается без изменений - деньги собрать, аккумулировать
и распределить. А где ж страхование? Закон всего лишь увеличивает
налог на фонд оплаты труда, создает предпосылки для ухода заработной
платы "в тень" и дополнительный (третий!) фонд социального
страхования. Поэтому в нынешнем виде закон принимать нельзя.
По словам президента Лиги страховых организаций
Украины Александра Филонюка, подобная модель уже была внедрена
в России, однако впоследствии операторы признали ее неэффективной.
А огромное число посредников, работающих в ее системе, нашли себе
новую "кормушку". По мнению главы ЛСОУ, непосредственными
участниками конкретного страхового договора должны быть страховая
компания и клиент - так легче определить степень ответственности
сторон, качество предоставления медицинской помощи и проверить
соблюдение правил тарификации. В законопроекте же предусматривается,
что функции страховщика будет выполнять фонд.
Следует отметить, что в большинстве европейских
стран подобных фондов не существует. Забота о страховании там
- прерогатива коммерческих компаний. "Механизм коммерческого,
рыночного страхования гораздо действеннее. Ценовая и сервисная
конкуренция идет на пользу как страховщикам, так и клиентам",
- рассказывает Г. Третьякова. Подобного мнения придерживаются
большинство представителей СК, считающих предлагаемый проект в
сегодняшнем его варианте устаревшим и не соответствующим современным
требованиям.
Отметим, что запуск системы обязательного медицинского страхования
планировался с 1 января 2006 года. Теперь же, по мнению экспертов,
это может случиться не раньше, чем через три года.
|