Последние 60 лет страны ЕС то и делают, что перманентно реформируют систему здравоохранения. Если учесть, что продолжительность жизни европейцев за этот период значительно выросла, достигнув отметки в 79 лет, выходит, что время и деньги потрачены не зря. По этому же пути пошли и страны бывшего соцлагеря. Но наиболее впечатляющих результатов пока достигла Чехия, чьи граждане, если верить сухой статистике, живут в среднем всего на три года меньше, чем их соседи по Западной Европе.

В Чехии 80% затрат на медицинское обслуживание финансируется за счет так называемых общественных страховых фондов. Их наполнение - обязанность как самих работников, так и работодателей. Первые отчисляют в фонды 4,5% дохода, работодатели - в два раза больше. Участие государства совсем незначительно: на долю казны в общем объеме затрат на здравоохранение приходится всего около 11%. Свою лепту (около 9%) вносит добровольное медицинское страхование.

Амбулаторную помощь в Чехии в основном оказывают частные врачи. Вся последующая помощь - бесплатная, за счет страховки. Это выглядит таким образом: на первый прием больной идет к терапевту, платя за визит из собственного кармана. В случае если врач выписывает направление к узкому специалисту, в ход вступает страховка. Исключение сделано только для стоматологии. Изначально государство предоставляло льготные кредиты для желающих вести частную практику, чем врачи не преминули воспользоваться.

По пути страховой медицины пошла и Польша, где реформа была принята в 1999 г. Основной источник финансирования отрасли - взносы в больничные кассы, только в отличие от Чехии, в Польше это бремя полностью лежит на работодателе.

Здесь существует система "врача первого контакта", коим является терапевт. Его посещение - обязательно во всех случаях. Конечно, можно обойтись и без этой формальности. Но тогда рассчитывать на бесплатную консультацию, скажем, хирурга или невропатолога, не приходится. Аналогично дело обстоит и с госпитализацией, направление на которую также выписывает терапевт. В этом случае пребывание в стационаре, обеспечение лекарственными препаратами и т. д. финансируются за счет больничной кассы.

Местные реалии таковы, что польские врачи сидят на двух стульях, практикуя как в системе обязательного медицинского страхования, так и частным образом. Многие, не выходя из кабинета, вначале принимают "бесплатных" пациентов, затем оказывают платные услуги. Очередь к врачу иногда растягивается на недели, и у пациента есть выбор: ждать или заплатить, тем самым избавив себя от ожидания. Естественно, что врачи предпочитают второй вариант. Вот почему реформа здравоохранения в Польше получает неоднозначные оценки. По данным польского центра исследования общественного мнения, 71% поляков находят работу системы здравоохранения неудовлетворительной. И только 24% придерживаются противоположного мнения. По оценкам местных экспертов, в 2005 г. около половины медицинских услуг перейдут в частные руки.

Чтобы реформировать систему здравоохранения Эстонии понадобилось всего 12 лет. Считается, что этот процесс завершился в 2003 г. Сегодня эстонские больницы, будь они в Таллинне или же в провинции, мало чем отличаются от западноевропейских. Добиться впечатляющих результатов за столь короткий промежуток времени эстонцам помог простой, но радикальный способ - они просто сократили число больниц, сконцентрировавшись на повышении качества предоставляемых услуг. Больницы теперь разделены на три уровня - маленькие муниципальные, средние районные и большие национальные. Владельцами большинства из них являются органы местного самоуправления.

В Эстонии существует также и страховая медицина. За счет соответствующего фонда финансируется около 80% затрат, остальное - личные средства граждан. Частично страховой фонд наполняется за счет казенных денег. Но все же основным источником наполнения являются отчисления, которые на паритетной основе осуществляют работник и работодатель. Впрочем, для некоторых категорий граждан госбюджет погашает расходы на лечение полностью.

В соседней Латвии только 6% больниц частные. Страна тратит на медицину самый маленький процент от ВВП среди всех стран Евросоюза. Правительство собиралось выделить на медицину 7% от ВВП на 2004 г., но в результате уменьшило цифру вдвое.

По данным исследования медицинской компании Medicover, представленной практически повсеместно в Европе, количество европейцев, прибегающих к услугам частной медицины, значительно возросло. К примеру, число посетителей оздоровительного центра Medicover в Будапеште за четыре последних года почти удвоилось. По оценкам компании, в Румынии, Болгарии и государствах Балтии позволить себе визиты в частные клиники могут 5-15% населения.

Если оценивать уровень здравоохранения в той или иной стране по тому, как его характеризуют сами жители, то надо признать, что самая лучшая медицина в Евросоюзе - в Финляндии. По данным исследования, проведенного Еврокомиссией, около 41% населения ЕС довольны качеством предоставляемых им медицинских услуг. Среди финнов довольных медобслуживанием 80% (!).

Собственно, финское здравоохранение от общеевропейского если отличается, то не намного. Финансирование - смешанное (за счет госказны и страховых фондов)

Правило "здоровый работник - прибыльное предприятие" финские бизнесмены усвоили давно, взяв на себя заботы по финансированию профилактики заболеваний. Многие крупные компании обзавелись собственными поликлиниками. Те, что поменьше, оплачивают лечение своих сотрудников. Причем за счет предприятия работники могут воспользоваться услугами не только муниципальных, но и международных медицинских учреждений. Это правило распространяется и на "сложные" медицинские услуги (к примеру, операции).

Нет ничего удивительного в альтруизме финских предпринимателей. Ведь половина их расходов на медицинское обслуживание сотрудников компенсируется из кармана государства. За счет личных средств финны оплачивают не более четверти стоимости медицинских услуг. Да и то в основном при посещении муниципальных клиник. Впрочем, речь идет о весьма символических суммах. К примеру, за визит к "муниципальному" дантисту придется выложить €6-12, а к терапевту - €20. Причем плата взимается лишь за первое посещение специалиста, все последующие визиты к врачу - бесплатны.

Одна из самых распространенных проблем, которые преследуют частную медицину - недостаток государственного контроля. В итоге страдают пациенты. Так, в прошлом году Верховный суд Великобритании признал один из самых престижных и дорогих частных английских госпиталей (Portland Hospital) виновным в преждевременной смерти пациентки. Спустя девять дней после рождения близнецов женщина умерла от кровоизлияния в мозг. Ее муж в суде доказал, что это случилось из-за преступной халатности персонала медицинского учреждения. В виде компенсации он получил более 1 млн фунтов стерлингов. В подобных случаях все чаще звучат призывы к государству ужесточить контроль над частными клиниками.

Готовых рецептов по эффективной работе системы здравоохранения не существует. В США преобладает частная система финансирования медицинских услуг, а расходы на здравоохранение превышают $4000 в год на одного жителя. Расходы на медицину составляют астрономическую сумму - примерно 14% ВВП страны. Вполне капиталистическая Финляндия ухитряется содержать почти полностью государственную медицину, Германия целиком положилась на страхование, а Эстония сделала ставку на повышение эффективности работы медучреждений. Однако все эти примеры объединяет одно - во всех государствах, где в больницу не страшно заходить, в обществе есть четкое осознание того, что качественную медицинскую услугу нельзя получить за символические деньги.