Спору нет — отрасль здравоохранени нуждается в реформирований, При чем все признают, что изменения должны касаться всех ее составляющи х , в том числе и взаимоотношений м ежду медиками, пациентами и органами властк и В какой-то мере разобраться с ситуацией может помочь внедрение договорных отношений.

В декабре 2003 года в Ук­раине стартовал проект ЕС «Финансирование и управле­ние в сфере охраны здоровья з Украине». Основная его цель

— создать условия, во-первых, д ля более эффективного ме­неджмента и использования с редств, а во-вторых, для вне­ дрения системы медицинско го страхования. В рамках про е кта периодически проводят с я семинары, «круглые столы»

и презентации. Один из таких с еминаров — «Контракт ирова ние как инструмент улучшения р аботы лечебных учреждений»

— был посвящен как раз ис­пользованию в медицинской п рактике договоров.

Д ЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ?

По словам украинского ди р ектора проекта Владимира Р удого, использование конт р актов дает ряд несомненных п реимуществ. Прежде всего, улучшаются отношения между по ставщиком и заказчиком медицинских услуг: так как в ко нтракте четко оговорены все ус ловия, то оснований для не до верия и недовольства ста но вится гораздо меньше. По­ яв ляется возможность более эффективно распределять ре с урсы (от финансов до койко-мест), что особенно важно в иших условиях.

Кроме того, в таких условиях между поставщиками медиицинских услуг должна возникнуть вполне здоровая конкуренция. А это, соответственно, приведет к улучшению качества услуг, уменьшению их цены и повышению уровня ответственности.

Лечебные учреждения при таких взаимоотношениях получают большую свободу действий, становятся автономны-

ми предприятиями — «ком­мерческими» или «социальны­ми» (по европейской термино­логии). Первые ориентирова­ны на получение прибыли, вто­рые — на оказание помощи тем, кто не в состоянии опла­тить лечение.

Наконец, использование контрактов снижает риск воз­никновения ряда этических проблем — предвзятого отбо­ра пациентов или аморальных поступков.

Кстати, Владимир Рудой отдельно отметил, что речь скорее идет не о заключении контрактов между лечебными учреждениями и отдельными пациентами, а в большей степени — между теми же учреждениями и органами власти, контролирующими эту сферу, или же с некото­рыми целевыми фондами — например с Фондом соци­альной защиты инвалидов.

ВАРИАНТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Контракт — это согла­шение о выполнении опре­деленного объема работ, в котором указываются сро­ки, цены и форма оплаты, права и обязанности сто­рон, основания для растор­жения договора и другие значимые условия.

Медицинские контрак­ты бывают трех основных видов.

Первый — это так назы­ваемые блок-контракты, или пакетные договоры. Они гарантируют получение опре­деленного «блока» видов ме­дицинской помощи за фикси­рованную плату. Такие конт­ракты достаточно просты в оформлении и позволяют за­ранее спланировать объем де­ятельности. Основные нёдостатки блок-контрактов—бес­платное выполнение работ свыше запланированного объ­ема, а также увеличение за­трат в более тяжелых случаях.

Специалисты считают, что этот вид договоров удобнее всего использовать там, где заранее можно предусмот­реть, что и как придется де­лать. К примеру, при оказании неотложной помощи или ро­дах. Медики даже выделяют «сезонные» повреждения, по­лученные во время купального сезона, или «новогодние трав­мы» — следствие неосторож­ного открывания бутылок с шампанским. В то же время нежелательно обращаться к блок-контрактам в косметиче­ской хирургии и других «не­предсказуемых» областях.

Второй вид — это конт­ракты по стоимости. Здесь деньги требуют за определенный объем работы, при превышении которого опла­чивается каждый отдельный случай. При этом гарантиру­ется минимальное количест­во работ и снижается риск не­доплаты за реально оказан­ные услуги. Правда, расходы для «покупателя»,в этом случае возрастают.

Подобные контракты так­же применимы там, где легко предусмотреть спрос. Бо­лее того, они обеспечива­ют дополнительную гиб­кость при определении стоимости и объема работ. Наконец, третий вид — это договоры с указанием стоимости каждого от­дельного случая лечения. Наиболее удобны они там, где трудно предусмотреть спрос или есть тенденция к его уменьшению. Эти конт­ракты обеспечивают мак­симум гибкости, но прихо­дится заключать множест­во различных договоров, что ведет к увеличению расходов. К тому же при использовании таких дого­воров нужно очень много информации.

СТОИТ ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ

Многие страны практику­ют медицинское контракто­вание уже довольно давно и успели наработать в этой сфере определенный опыт.

В Польше, к примеру, в стоимость включается и ле­чение, и питание, и койка в стационаре. Каждое меди­цинское учреждение само определяет свои расходы, а объем услуг устанавливает­ся по показателям прошлого года.

В Эстонии стационарные услуги оплачиваются на ос­новании койко-дней с по­правкой на специализацию отделения и количество мест. При этом обязательно устанавливается верхняя граница стоимости.

В Германии существуют корпоративные плательщики — больничные кассы. Они соби­рают взносы, определяют их размер, ведут переговоры с поставщиками услуг. Однако их возможности в отношении заказа услуг и их оплаты не­сколько ограничены.

Наконец, в Российской Федерации оплата стацио­нарной помощи производит­ся на основании завершен­ных случаев лечения. А при амбулаторной помощи учи­тывается количество визи­тов врача и ряд других пока­зателей.

МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Как считает специалист по контракто­ванию Евгений Орел, в Украине целе­сообразно было бы заключать меди­цинские договоры для всех диагнос­тических и лечебных услуг, предпи­санных врачом. Желаемый срок кон­тракта — 1 год Объем услуг лучше всего определять на основании про­шлогодней деятельности и. возмож­но, прогнозов на будущее. Для опре­деления стоимости нужно разрабо­тать специальную систему медико-экономических стандартов и, кроме того, предусмотреть изменение цен — в случае необходимости.

В общем, медицинское контрактова­ние — дело важное и нужное. Но, чтобы довести эту систему до ума, потребуется пдоводь/ усилия и ме­дикам, и простым обывателям. Придется научиться правильно исполь­зовать этот «инструмент» и не бо­яться его применять на практике.

 

 

Лариса НАРЫЖНАЯ